Стоимость бензина в Венесуэле

Уже несколько лет Венесуэла борется с затяжным периодом финансовой нестабильности: деньги в стране обесцениваются. Жители вынуждены стоять в очередях за важными товарами (едой и предметами гигиены).

Самая низкая цена на бензин в мире

Бедственное положение экономики заставило правительство принять волевое решение: девальвировать национальный боливар и увеличить цены на бензин в 60 раз.

Разговоры о том, сколько стоит бензин в Венесуэле, популярны среди автолюбителей, которые сетуют на дороговизну отечественной нефтепродукции. До 2016 года цена на литр горючего в Республике была 0,01$ США, или, примерно, пять копеек. Эта отметка была официально ниже, чем в остальных странах.

В период кризиса экономики бензин в Венесуэле 2018 года может подорожать в небывалые 60 раз, а сегодня стоит 0,02$ США, или 1,2 рубля.

Даже после таких действий ГСМ в южноамериканской Республике остаются самыми дешевыми.

Почему так дешево

Специалисты выделяют несколько причин:

  1. Нефть – это главный товар на экспорт в венесуэльской экономике. Страна является одним из рекордсменов по ее добыче. Социалистические воззрения правительства долгий период были таковы, что венесуэльцы должны платить за бензин, добываемый на их территории, меньше, чем капиталисты за рубежом. Так Уго Чавес хотел показать, что в его стране не действуют «людоедские законы американского рынка». Но, судя по сегодняшнему состоянию венесуэльской экономики, он ошибался.
  1. Страна выделяет ежегодно колоссальные суммы на субсидирование топлива. В год на это уходит порядка 12 миллионов долларов. Благодаря тратам государства потребителям горючее кажется очень дешевым.
  1. Стоимость бензина в Венесуэле, в противовес общемировой практике, не росла, а оставалась неизменной. Около 20 лет, до 2016 года, эта планка не поднималась.

Зачем потребовалось поднимать цену?

Венесуэла – бывшая страна социалистического лагеря, которая до сих пор активно ведет «борьбу с капитализмом». Все в ней находится в руках государства, и формирование цен на топливо в том числе.

Несколько раз в конце XXв в Республике случались резкие повышения цен на топливо. Это привело к серьезным протестам. Пришедший к власти в 1990-х Уго Чавес запретил изменять ценообразование бензина. Так правитель успокоил население и обеспечил себе поддержку народа. Его приемник Николас Мадуро не стал нарушать традицию. Таким образом, 20 лет цена на один из самых востребованных товаров не менялась. Более того, правительство субсидировало огромные деньги в машинное топливо. Эта практика шла в разрез с устоявшейся мировой: государство обычно получает большой акцизный процент от продаж бензина, что является одним из гарантов экономической стабильности. Но венесуэльское правительство пренебрегло этим, и само платило за бензин через субсидии, чем приблизило крах собственной экономики.

В 2015 году в парламенте воцарилась оппозиция. Мадуро потерял полноту власти и был вынужден более активно идти на компромиссы, хотя это не мешает ему до сих пор говорить, что кризис – это дело рук «капиталистов, которые плетут заговор против Венесуэлы». Несмотря ни на что, теперь взят курс на восстановление боливара. В этом могут помочь, как минимум, два важных шага:

  • девальвирование валюты;
  • дорогой бензин, который поможет государству получить дополнительный акцизный доход.

Что дешевле: попить воды или заправиться?

Подавляющая часть взрослого населения Венесуэлы имеет личный автомобиль. Это очень выгодно, ведь заправить машину здесь стоит дешевле поездки в общественном транспорте. Часто щедрые венесуэльцы оставляют на чай работникам АЗС больше, чем стоит полный бак. Соотношение расхода бензина на частный транспорт и общественный составляет 8 к 2.

Миф, согласно которому в Венесуэле литр воды купить сложнее, чем литр бензина, правдив. Например, если вы решите взять эспрессо в кофейне, то цена за чашку будет равна 30 литрам бензина. А бутылочка минералки без газа в Республике стоит, как 20 литров горючего.

Реакция на повышение

В 2010-х обстановка в стране стала накаляться. Недальновидная политика Николаса Мадуро и его предшественников привела к тому, что боливар стал резко сдавать свои позиции на мирвом валютном рынке. Цены в стране растут, появляется дефицит товаров, а вместе с этим и протестные настроения в Республике. Мадуро спешит заверить нацию автомобилистов, что даже после повышения венесуэльский бензин останется рекордно низким, а волнения нагнетаются оппозицией.

Кризис экономики привел к тому, что бензин стал для венесуэльцев одним из немногих товаров, стоимость которых не бьет по кошельку. Выгодный для населения бензин остается большой ношей для государства, ведь до недавнего времени производство одного литра топлива было дороже его цены на рынке в 25 раз.

Также наблюдается большой рост контрабанды бензина в соседние страны, где цены на горючее не такие демократичные. Предприимчивые венесуэльцы поставляют нефтепродукты в Бразилию и Колумбию в огромных масштабах. Налаженный черный рынок сбыта сильно мешает восстановлению экономики, которая и так находится в плачевном состоянии.

В итоге

Таким образом, бензин в Венесуэле остается самым дешевым и составляет 0,2$ США. Однако отказ от следования общепринятому порядку ценообразования на столь важный товар привел страну к кризису. Теперь власть имущим Венесуэлы приходится искать пути выхода из тяжелой экономической ситуации, а гражданам выносить на себе все тяготы кризисного периода.

Видео с заправки Венесуэлы